Церковь во имя святого великомученика Георгия Победоносца

Алексеев
Храмы Вознесенского монастыря у Фроловской (Спасской) башни. Фрагмент картины Федора Алексеева.

История церкви тесно связана с историей герба Московского. Когда Царь Иоанн Васильевич III, вместо прежнего Московского герба, – вооруженного всадника на коне, поражающего копьем дракона, обратил в герб Московский изображение двуглавого орла, то это последнее (изображение) он повелел поставить на Фроловской стрельнице (ныне Спасская башня в стене Кремля, в Москве). Старый герб Московский, (т.е. всадника на коне, изваянного из белого камня в большом размере), повелел воздвигнуть на открытом возвышенном месте близ Фроловских (ныне Спасских) ворот, по свидетельству старинной летописи (Русск. Вестн. 1868 г. № 5. стр. 184 о гербе Московском). Впоследствии Великий Князь Василий Иоаннович в 1527 году на месте, где стояло это изваяние, соорудил церковь во имя Георгия Победоносца (кн. Степ. ч. 2. стр. 199). Этот прежний герб Московский обращен был в храмовой образ.

Каменное изображение святого Георгия Победоносца
Каменное изображение святого Георгия Победоносца.

Итак, церковь Великомученика Георгия в Вознесенском монастыре создана спустя 15 лет после построения в этом монастыре Юрием Бобыниным церкви святых Афанасия и Кирилла Александрийских.

Храмы Вознесенского монастыря у Фроловской (Спасской) башни (слева направо): церковь святого Георгия с приделом вмч. Димитрия Солунского, колокольня церкви прп. Михаила Малеина и сама церковь. Графическая реконструкция сайта mos-kreml.ru

Георгиевская церковь примыкала к монастырю северной и западной стенами, а с юга и востока обращена была на площадь Кремля и помещалась там, где теперь алтарь Екатерининского храма.

Из дел архива Московской Духовной Консистории, № 139, можно видеть, что через Георгиевскую церковь был проход из монастыря. В настоящее время этого храма нет, а потому трудно сказать что-нибудь о нем положительное по недостаточности и темности оставшихся записей. По наружности он был сходен монастырской церковью св. Афанасия и Кирилла Александрийских; в нем была одна глава и три выступа у алтаря. В начале прошлого столетия он был покрыт тесом и уже очень ветх, так что требовалось много исправлений снаружи и внутри. К нему был пристроен с правой стороны придел во имя св. великомученика Димитрия Солунского, но от него остался теперь только храмовый его образ, находящийся в трапез Михаило-Малеинскаго храма. Из утвари, принадлежавшей храму Великомученика Георгия Страстотерпца, сохранился до настоящего времени напрестольный, восьмиконечный серебряный крест с мощами святых; он длиною 7⅝ вершков, в поперечнике 4 вершка.

С.П. Бартенев. Московский Кремль в старину и сейчас 1910 год. Фрагмент.
С.П. Бартенев. Московский Кремль в старину и сейчас 1910 год. Фрагмент плана.

На нижней доске креста сего сделана чеканная надпись: „лѣта ҂зрз году совершенъ сей крестъ въ церковь Вознесенія дѣвича монастыря Георгія страстотерпца, что у Спасскихъ воротъ въ кремлѣ градѣ строеніе церковное и мірское. Вѣсу въ крестѣ 2 ф. безъ 3 золотниковъ“.

Храмы Вознесенского монастыря (слева направо): Екатерининская церковь, церковь святого Георгия с приделом вмч. Димитрия Солунского, колокольня церкви прп. Михаила Малеина и сама церковь. Графическая реконструкция Центра изучения, сохранения и реконструкции исторической Москвы.
Храмы Вознесенского монастыря (слева направо): церковь святого Георгия с приделом вмч. Димитрия Солунского, колокольня церкви прп. Михаила Малеина и сама церковь, Фроловская башня. Графическая реконструкция Центра изучения, сохранения и реконструкции исторической Москвы.

В пожар 1737 года мая, 29 дня в описываемой церкви иконостас и образа все сгорели, так что потребовалось написать новые иконы. Сам храмовый образ Великомученика Георгия, о котором было написано выше, весь обгорел, как свидетельствует опись архитектора того времени Мичурина. Храм Великомученика Георгия был ружный (т.е. с выплатами из казны на содержание храма и духовенства – прим. ред.). Из приказа Большого Дворца он был в достаточном количеств снабжаем облачениями, ладаном, красным вином, пшеницей на просфоры. Духовенство его состояло из двух священников, диакона, дьячка, пономаря и просвирни; оттуда же оно получало пособие ежегодными и праздничными сукнами, рожью, овсом и пшеницею. При расчислениях о местах служения сорокоустов, напр. по кончине царицы Марии Ильиничны, Боярина Морозова, не забыта была и Георгиевская церковь, что у Фроловских (Спасских ворот).

Отрывок из книги «Краткое историческое описание первоклассного Вознесенского девичьего монастыря в Москве. С планами и рисунками». Автор прот. Александр Пшеничников. Издание настоятельницы Вознесенского монастыря игумении Евгении в пользу обители. Москва. Типография Г.А. Гатцук. 1894 год.

P.S. Церковь была разобрана предположительно в 1808 году.

Современная редакция и подбор иллюстраций И.В. Дмитриевой. Использованы фото сайта pastvu.com, фрагменты графических реконструкций сайта mos-kreml.ru и Центра изучения, сохранения и реконструкции исторической Москвы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *