Церковь Преподобного Михаила Малеина с приделом во имя святого мученика Феодора Пергийского

Церковь преподобного Михаила МалеинаПрестольные праздники 4 мая, 25 июля.

В юго-восточном углу Вознесенского монастыря, почти рядом со Спасскими воротами Кремля, находится каменный двухэтажный теплый храм во имя Преподобного Михаила Малеина (прп. Михаил назван Малеином от той горы на Афоне, где он проводил жизнь свою в иноческих подвигах) с придельным храмом во имя св. мученика Феодора Пергийского. Главный храм, состоящий из квадрата, значительно (до 7 аршин) возвышается над алтарем и трапезой. В верхнем этаже устроена сама церковь, в нижнем, под алтарем, помещаются две келлии, а под храмом проездные ворота; подвалы церкви заняты погребами.

Дмитрий Сухов. Церковь Михаила Малеина Вознесенского монастыря, акварель, 1920-е гг.
Дмитрий Сухов. Церковь Михаила Малеина Вознесенского монастыря, акварель, 1920-е гг.

Алтари представляют два полукружия. Церковь имеет в вышину до десяти саженей, в длину десять саженей, а в ширину семь саженей. Вся она построена из кирпича на известковом растворе, причем цемент положен тонким слоем. Кирпич для стен употреблен тяжеловесный, более 18 фунтов, обожженный, но клейм на нем нет. В западной храмовой стене существует ход на колокольню. Связи в стенах железные. Нет сомнения, что большая часть стен сохранилась в первобытном виде. После Троицкого пожара 1737 года требовалось исправить своды в алтаре и трапезе храма, что и было сделано по описи и смете, представленной архитектором Мичуриным в Коллегию Экономии.
В общем, церковь утратила свой первоначальный наружный вид от пристройки с севера монашеских келий, а с запада каменного здания, сначала предназначенного для богадельни, а потом для общей монашеской трапезы. Наружные стены гладкие. Посредине церкви одинокий пояс (платбант), выделанный из кирпича в ребро. На углах во втором этаже двойные полуколонки, с которых сведены три арки; наверху под крышей, а внизу до первого этажа полуколонки опираются на лопатки. На стенах ни кафелей, ни резных камней с изображениями нет. Карнизы из кирпича гладкие, без теремков над ними. Железная кровля над самым главным храмом — шатровая, над алтарем и трапезой церковной — двухскатная и выкрашена зелёной, масляной краской. У спусков кровли над главным храмом есть железные подзоры; кровля устройства давнего.

Храм прп. Михаила Малеина и колокольня в Московском Вознесенском девичьем монастыре. Иллюстрация книги «Краткое историческое описание первоклассного Вознесенского девичьего монастыря в Москве. С планами и рисунками».
Храм прп. Михаила Малеина и колокольня в Московском Вознесенском девичьем монастыре. Иллюстрация книги «Краткое историческое описание первоклассного Вознесенского девичьего монастыря в Москве. С планами и рисунками».

Над храмом и приделом устроены на сводах два глухих фонаря; из них один (на церкви) с лепными украшениями, теремков и шеек около них нет. Грушеобразные главы покрыты железом и позолочены по мардану. Кресты на обеих главах железные, четырехконечные, с завитками, сияниями и полумесяцами, утверждены на железных цепях.
Церковь эта в один свет. Окна широкие с перемычками прямыми и отливами внутрь храма. В главном алтаре — два окна на юг, в придельном — на север выходит одно окно. С южной стороны в церкви и ее трапезе четыре окна; у них наличники с сандриками, которые сведены вверх дугообразными тягами, а в рамках оных тяг поставлены кувшинообразные полуколонки. В нижнем этаже у четырех окон и у окна с северной стороны такой отделки нет. В церковной трапезе с северной стороны окон не существует. Железных решеток в окнах церкви нет, а под церковью есть. В церкви муч. Феодора одно окно близ иконостаса в 1891 году увеличено.
Вход в храм устроен с северо-западной стороны в позднейшее время посредством деревянной лестницы, через монастырскую общую трапезу, которая таким образом стала как бы папертью храма. Древний вход в храм нам не известен, но в 1823 году, по благословению Святейшего Синода, был пристроен к церкви каменный двухэтажный корпус для богадельни; вход в церковь был общий с богадельнею посредством узкого коридора, из которого был вход в церковь через железную дверь. Быть может, что таков был вход в церковь и в древнее время, трапеза могла в прежнее время заменяться галереей. Но можно предполагать еще старинные двери храма с северной стороны церковной трапезы, где теперь ниша для иконы Великомученика Георгия. Признаки этого входа сейчас существуют: с наружной стороны видны железные крючья, на которых, вероятно, были устроены двери, сама выкладка кирпича имеет в этом месте углубление, удобное для размещения дверей.
В 1891 году при обновлении сего храма устроен вход в самый храм с северо-западной стороны почти в углу трапезы церкви. Таким образом сделалось два входа в церковь: этот, — о котором сейчас была речь и вход из трапезы сестер.
Церковь внутри устроена в виде квадратной палаты. Алтарь отделяется от храма каменною стеною с тремя проходами, а в придельном алтаре два прохода: в средине и около северной стены. Притвор — трапеза общий с приделом в вид палаты с четырьмя проходами в церковь и придел двери в этих проходах до 1891 года были деревянный новейшей столярной работы окрашены под дуб, стрельчатые; теперь этих дверей нет, и проходы в самую церковь частью расширены, частью увеличены вверху. Благодаря этой переделке храмы стали более открыты, чем прежде, но старинное устроение храма значительно утратилось. Пол в церкви выше трапезы на одну ступень.
На внутренних стенах лепных украшений и наличников у проходов нет. В северной и западной стенах самого храма устроено по пяти голосников. В 1891 году стены всего храма выкрашены масляною краской и расписаны цветными узорами в стиле 17 века. В простенках храмов и церковной трапез помещены в деревянных вызолоченных на полимент рамах святые иконы, частью вновь написанные (напр. образ Божией Матери благодатное небо и икона прп. Евфросинии вел. кн. Московской), частью хранившиеся в ризнице без употребления, все они прекрасного фряжского письма, некоторые в серебряных ризах. Над дверями и выше окон стены и потолки расписаны священными изображениями…

Спасская башня и храм преподобного Михаила Малеина. Фрагмент дореволюционной открытки.
Спасская башня и храм преподобного Михаила Малеина. Фрагмент дореволюционной открытки.

… Кто же дал средства на построение храма Преподобного Михаила в Вознесенском девичьем монастыре? Кто был его зодчий? В какое время он был построен? Вот вопросы, которые невольно возникают при первом взгляд на этот храм, при обозрении монастырских зданий.
Первое историческое известие о нем мы встретили в расходной за 7126 г. (1617—1618) книг ладану, выдаваемого из Казенного приказа в разные церкви, монастыри, а также к Государю в хоромы и к Царице инокине Марфе (см. описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов 1584—1725 г. Викторова. Вып. 1). В этой книге под 1 сентября значится: того же дни в Вознесенской девичий монастырь к Государеву ангелу Михаилу дано фунт ладану. И так в 1617году храм Преподобного Михаила уже существовал, в нем совершалось богослужение. Но сие известие не говорит нам о первоначальном времени и случае построения его. Нет сомнения, что он начат постройкой ранее 1617 года. В вышеупомянутом при описании соборного храма, план Московского Кремля, составленном в первых годах ХVІІ века в царствование Бориса Годунова (+ 13 апр. 1605) и воспроизведенном фотографически с гравюры, помещенной в весьма редком ныне издании; Second volume de la geographie Slaviane a Amsterdame chez Gean Blaeu 1663 г. (Russie, livre IV p. 20) церкви Преподобного Михаила Малеина в Вознесенском монастыре, в том месте где она находится теперь, не означено, тогда как другие здания монастыря ясно указаны. Следовательно, в царствование Бориса Годунова ее не было. Ясно, что она была построена между 1605 годом и 1617 г.

С.П. Бартенев. Московский Кремль в старину и сейчас. 1910 год. Фрагмент плана.
С.П. Бартенев. Московский Кремль в старину и сейчас. 1910 год. Фрагмент плана.

В 1613 году мать Царя Михаила Федоровича, Государыня, Великая Старица, инокиня Марфа переехала из Костромы на жительство в Москву, в Вознесенский девичий монастырь, и поселилась сначала в хоромах Царицы Марии Федоровны, в инокинях — Марфы (из рода Нагих), а потом перешла в свои собственные хоромы. (Дворцовые разряды т. 1. стран. 1152, № 50, 1613 после 25 апреля). Нельзя думать, чтобы Великая Старица Марфа тотчас по приезде в Москву могла заняться постройкой храма в Вознесенском монастыре в виду стесненности казны Царской. Но в 1617 году храм был создан, как уже видели это, и Преподобный Михаил, во имя которого была построена церковь, назывался Государевым ангелом, что показывало особенную близость Царя к этому храму. Весьма вероятно, что храм Преп. Михаила Малеина с приделом во имя муч. Феодора обязан инокине Марфе Ивановне своим появлением в Вознесенском монастыре, так как эти угодники Божии были ангелами ее сына и супруга.
Co времени устроения этот храм был предметом великой заботливости Царей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора, Иоанна и Петра Алексеевичей и Императрицы Анны Иоановны; книги и бумаги старинных Дворцовых приказов во множестве испещрены записью пожертвований в храм Преподобного Михаила Малеина. Если бы выписывать все, что было пожертвовано царями в храм Преподобного Михаила Малеина в Вознесенском монастыре, то составилась бы большая книга. Пожертвований других частных лиц мы не видим. Это свидетельствует, что этот храм был как бы домовым, собственно царям принадлежащий, куда пожертвования были излишни. Расходная книга ладану и церковным облачениям, отпущенным из Казенного Приказа 7126 г. (1617—1618) (см. бывший архив Оружейной палаты по описи Викторова № 397) передает нам о многих царских щедротах на украшение и для благолепнейшего совершения богослужения в церкви Преподобного Михаила в Вознесенском монастыре.

Отрывок из книги «Краткое историческое описание первоклассного Вознесенского девичьего монастыря в Москве. С планами и рисунками». Автор прот. Александр Пшеничников. Издание настоятельницы Вознесенского монастыря игумении Евгении в пользу обители. Москва. Типография Г.А. Гатцук. 1894 год.

Современная редакция, подбор иллюстраций И.В. Дмитриевой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *